Противодействие терроризму и его идеологии

Рекомендации населению по поведению в экстремальных ситуациях, в том числе вызванных террористическими акциями.1
Эти Рекомендации адресованы не только простому населению, но, прежде всего, специалистам экстренных служб и правоохранительных органов, поскольку они в большинстве своем работают непосредственно в очаге чрезвычайной или экстремальной ситуации и одними из первых подвергаются их разрушительному психологическому воздействию. При осуществлении ими своих функций знание и распространение этих Рекомендаций среди населения позволит им качественно выполнить стоящие перед ними задачи, избежать негативных последствий и сохранить здоровье не только себе, но и многим, многим людям.
Что происходит с людьми после бедствия, катастрофы, взятия в заложники или другого травматического события?
Шок и отрицание — типичные реакции на терроризм, катастрофы и другие травмы, особенно сразу после события. И шок, и отрицание — нормальные защитные реакции. Шок — внезапное, сильное расстройство эмоционального состояния. Отрицание подразумевает то, что человек не признает случившееся.
Реакции на травматическое событие могут быть различны. Ниже приводятся нормальные реакции на травматическое событие:
• Чувства обостряются и становятся непредсказуемыми. Человек
может быть раздражительнее, чем обычно, могут быть резкие смены настроения. Тревожность, нервозность, подавленность.
• Травма влияет на мысли и поведение человека. Человек может
снова и снова возвращаться в памяти к событию без каких-то видимых причин, что может сопровождаться телесными реакциями, например, учащением сердцебиения или усилением потоотделения. Могут наблюдаться трудности концентрации или принятия решений, а также нарушение ритмов сна-бодрствования и режима питания.
Разработаны совместно НПЦ «Психология экстремальных ситуаций» Психологического института Российской академии образования, руководитель А.В.Захаров и Центром экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета Департамента образования города Москвы, руководитель к.психол.н. Е.В.Бурмистрова

• Могут беспокоить повторяющиеся эмоциональные проблемы,
причиной которых становятся такие факторы, как годовщина события,
напоминающие о катастрофе звуки, образы, запахи.
• Отношения могут стать натянутыми, более конфликтными. С
другой стороны, может наблюдаться изоляция, отказ от обычных
занятий и увлечений.
• Стрессовое состояние может сопровождаться физическими
симптомами, такими как головная боль, тошнота, боли в области груди.
Не существует стандартного паттерна реакции на ситуацию стресса, травматическую ситуацию. Некоторые люди реагируют сразу же, у других наблюдаются отсроченные реакции, иногда через месяцы или годы. У одних реакции очень длительны и интенсивны, другие же восстанавливаются быстро. Поведение может меняться с течением времени (разная временная динамика). Некоторые факторы, влияющие на длительность восстановительного периода:
• События, длящиеся дольше и несущие большую у грозу, а также в
которых есть угроза для жизни и имущества, обычно требуют большего времени для своего разрешения.
• Общая способность человека справляться с эмоционально сложными
ситуациями. Людям, успешно справлявшимся со сложными ситуациями
раньше, бывает легче справиться с травмой.
• Другие стрессовые события, предшествующие травматическому переживанию, опыту. Переживание иных травмирующих ситуаций, таких как серьезные проблемы со здоровьем, взаимоотношениями в семье могут усугубить реакцию человека на травму и усложнить восстановление.
Как я могу помочь себе и своей семье?
Вы можете предпринять определенные шаги, которые помогут восстановить эмоциональный баланс и чувство контроля после катастрофы:
• Дайте себе время. Это может быть трудным временем в вашей жизни.
Но позвольте себе выплакать горе, будьте терпеливы в отношении изменений в вашем собственном эмоциональном состоянии.
• Попросите о помощи тех, кому вы дороги, кто выслушает Вас, кому
небезразличны Вы.
• Выразите то, что с Вами происходит так, как Вам легче (говоря с друзьями, семьей, ведя дневник);

• Узнайте о местных центрах поддержки людей, переживших подобные
события.
• Постарайтесь найти группы, которые ведутся профессионально
подготовленными и опытными специалистами. Групповое обсуждение
может помочь человеку осознать, что у других людей в подобных
обстоятельствах часто возникали похожие чувства и ответные
реакции.
• Избегайте алкоголя и наркотиков, больше отдыхайте, уделяйте
внимание своему хобби, используйте релаксационные техники.
• В этот период избегайте принятия существенных жизненных решений,
таких как изменение профессии или места работы.
• Узнайте, какие могут быть последствия травмы и как вести себя при
этом.
• Сконцентрируйтесь на своих возможностях, на тех видах деятельности,
которые могут помочь чувствовать себя спокойнее, сильнее.
• Не пересказывайте случившееся снова и снова, это только усугубляет
травму, предостерегайте от этого других людей, позвольте себе
выразить свои чувства, вылиться им в продуктивной активности.
Как я могу помочь ребенку ?
Дети особенно чувствительны к сильной тревожности и страху, обычно сопровождающим травматическое событие. У некоторых может наблюдаться регрессия. Может быть энурез, снижение школьной успеваемости, стремление отгородиться от всех. Чтобы облегчить пережитую травму:
1. Заверьте ребенка, что вы сделаете все, чтобы он был в безопасности.
Ваша реакция во многом определяет то, как будет реагировать на событие ребенок.
2. Не злоупотребляйте телевизионными программами, касающимися травматического события. Развернутая средствами массовой информации вокруг события кампания может быть травматичной.
Если старший ребенок смотрит новости, смотрите вместе с ним. При получении новостей избегайте телевизионных источников, т.к. зрительные образы могут быть особенно тяжелы для ребенка. В этой ситуации лучше пользоваться радио.
3. Имейте в виду, что реакция ребенка может быть разной в зависимости от возраста. Особое влияние она может иметь на подростка. Будьте внимательны к поведению ребенка и обратитесь за профессиональной помощью, если изменения в поведении особенно острые и длительные. Консультация вскоре после трагедии может смягчить ситуацию. Ваш ребенок может быть раздражителен, гиперактивен, тревожен, обнаруживать трудности сна и питания, изменения в поведении (например, не хотеть больше играть с друзьями на улице), но имейте в виду, что это нормальные реакции на ситуацию стресса, которую он пережил. Чувства детей часто находят выражение в телесных реакциях (головная боль, боль в животе и т.д.) или поведении (раздражительность, ярость). Если эти симптомы длятся дольше 2 недель, обратитесь за помощью.
4. Поговорите с ребенком о том, что произошло. Будьте правдивы. То, сколько вы можете сказать ребенку и как эта информация должна быть сформулирована, зависит от его возраста. Основная задача вне зависимости от возраста — это помочь ребенку восстановить чувство безопасности.
• Для дошкольников достаточно признать, что «что-то
нехорошее произошло, мама и папа расстроены, но с ними все
нормально, и они оградят тебя от беды. Дети этого возраста
не должны смотреть передачи о катастрофе по телевизору.
• Начальная школа. Выясните, что они знают о случившемся,
что по этому поводу думают, что слышали в школе и от других
детей. В этом возрасте дети испытывают необходимость в
логике и понимании. Они могут задавать несколько странные
вопросы «во что был одет пилот», «а мама пожарного знает,
что он там?». Не бойтесь признаться, что вы не знаете
ответа. Заверьте ребенка, что многие люди работают над
тем, чтобы случившегося не повторилось, что и родители и
учителя в школе сделают все, чтобы ребенок был в
безопасности. Заверьте младших детей также, что никакие их
проступки, ничего, что они сделали не являются причиной
катастрофы.
• Средняя школа. Вы можете поделиться информацией, которая
у Вас есть. Постарайтесь организовать обсуждение, опять же
выясните, что ребенок слышал и узнал из других источников.
Некоторые подростки могут делать вид или утверждать, что
их это не тронуло, или наоборот быть очень возбужденными.
Оба типа реакций нормальны в подростковом возрасте. Не
заставляйте ребенка выходить на обсуждение, пока он не будет
к этому готов.
5. Спокойно выразите свои эмоции, но помните, что Ваше уравновешенное
поведение будет больше способствовать чувству безопасности.
Помогите ребенку осознать его собственные чувства. Подчеркните, что
это нормально испытывать те чувства, которые в сложившейся
ситуации захватили его.
6. Уделяйте ребенку больше времени и внимания. Помогите ребенку
успокоиться (как через психологический канал, так и физический —
ребенку может требоваться не только больше ласки, и внимания, но
также больше выхода физической энергии). Укладывание спать может
быть очень важным моментом. Используйте его для того, чтобы
побыть с ребенком, почитать ему сказку и т.д.
7. Позвольте ребенку задавать вопросы, говорить о происшедшем,
выражать свои чувства. Обеспечьте его необходимым материалом —
пластилин, краски, журналы.
8. Играйте с маленьким ребенком, чтобы помочь ему отыграть свои
страхи и беспокойства.
9. Ребенок может повторять снова и снова игру или рассказ. Это может
быть утомительным для родителей. Однако это важно для ребенка. И
он следит за реакцией на его рассказ родителей. Если же ребенок
застревает и повторение длится многие недели без изменения,
обратитесь к психологу.

10. Придерживайтесь распорядка в еде, игре, сне. Это моет помочь ребенку
восстановить чувство стабильность и безопасности мира. Избегайте
ненужных изменений.
11. Поддерживайте отношения со значимыми для ребенка другими —
учителем и др. узнайте, как ведет себя ребенок в другой обстановке.
12. Дети особо чувствительны после травматического события. Они могут
остро реагировать на звуки, запахи, места, которые напоминают им о
событии. Имейте в виду, что эти факторы могут вызывать сильные
эмоциональные реакции и много после травматического события.

13. Подумайте, как вы и ваш ребенок можете помочь. Дети гораздо легче
восстанавливают чувство защищенности, если они понимают, что
могут помочь. Ребенок может рисовать картинки для спасителей,
помочь собрать деньги.
14. Помните, что дети выживают и восстанавливаются после
травматического события. Дайте ребенку и себе время на это.
15. Обратитесь за помощью, если Вы сами чувствуете себя тревожно и
расстроено. Вы сможете быть полезнее для ребенка, если у Вас у самих
будет больше поддержки.
Когда обратиться к профессионалу?
Некоторые люди могут самостоятельно справиться с эмоциональными и физическими затруднениями, вносимыми травматическим событием. Однако часто серьезные проблемы могут оставаться и беспокоить человека. Например, его может захлестывать грусть, нервозность, чувства и состояния, влияющие на его отношения с другими людьми и работу. В случае длительных реакций, пагубно отражающихся на жизнедеятельности человека, необходимо обратиться к специалисту, который поможет найти конструктивные способы разрешения ситуации и справиться с эмоциональными проблемами.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ВДРУГ ТЫ
ОКАЗАЛСЯ В ЗАЛОЖНИКАХ?

К сожалению никто из нас не защищен от ситуации, когда мы можем оказаться в заложниках у террористов. На данный момент подробных рекомендаций и требований к тому, как вести себя, если ты оказался в заложниках пока не разработано. Но общие рекомендации дать можно. В случае если вы оказались в заложниках необходимо обратить внимание на следующие моменты:

ПРИ ЗАХВАТЕ:
Как показало развитие событий при захвате заложников в «Норд-Осте» и Беслане, только в этот момент есть реальная возможность скрыться с места происшествия. Наверное, это в основном относится ко взрослым людям, которые могут трезво оценивать обстановку вокруг себя. Если рядом нет террориста и нет возможности поражения, нельзя просто стоять на месте. Если есть такая возможность, необходимо убежать с места предполагаемого захвата.

ЕСЛИ ВЫ ВДРУГ ОКАЗАЛИСЬ ЗАХВАЧЕННЫМИ:
Нужно настроиться на то, что моментально вас никто не освободит. Нужно психологически настроить себя на длительное пребывание рядом с террористами. При этом необходимо твердо знать, что в конечном итоге вы обязательно будете освобождены. Необходимо также помнить, что для сотрудников спецназа на первом месте стоит жизнь заложников, а не их собственная жизнь. Находясь рядом с террористами, необходимо установить с ними общий психологический контакт. Не обязательно нужно с ними разговаривать. Но не в коем случае не нужно кричать, высказывать свое возмущение, громко плакать, потому что очень часто террористы находятся под воздействием наркотических средств и в целом очень возбуждены. Поэтому плач и крики действуют на них крайне негативно и вызывают в них лишнюю агрессию. Необходимо настроить себя на то, что достаточно продолжительное время вы будете лишены пищи, воды и возможно движения. Поэтому нужно экономить силы. Если воздуха в помещении мало, необходимо меньше двигаться, чтобы экономнее расходовать кислород. Если вам запрещают передвигаться по зданию, необходимо делать нехитрые физические упражнения. Просто напрягать мышцы рук, ног, спины, то есть необходимо заставлять себя двигаться. Кроме этого необходимо заставлять работать свой головной мозг, чтобы не замкнуться в себе и не потерять психологический контроль. Вcпоминайте содержание книг, решайте математические задачи, если кто-нибудь знает молитвы, может молиться. При этом необходимо твердо знать, что с террористами ведутся переговоры и, в конечном итоге, вы обязательно будете освобождены.

ВО ВРЕМЯ ШТУРМА:
Если вы поняли, что начался штурм, необходимо занять позицию подальше от окон и дверных проемов (при обстреле осколки стекла и строительных конструкций могут причинить дополнительные травмы). Также нужно держаться подальше от террористов, потому что при штурме по ним будут работать наши снайперы. Не нужно никакой личной бравады. Большинство людей не обладают специальной подготовкой, поэтому не нужно хватать оружие, чтобы вас не перепутали с террористами. Если вы услышали хлопки разрывающихся свето-шумовых гранат, когда яркий свет бьет в глаза, звук ударяет по ушам или вы почувствовали резкий запах дыма, необходимо просто упасть на пол, закрыть глаза, ни в коем случае их не тереть, закрыть голову руками и ждать пока сотрудники специальных подразделений не выведут вас из здания.

ОТДЕЛЬНЫЕ НАШИ ПОЖЕЛАНИЯ:
Если вы оказались в заложниках, старайтесь фиксировать все события, которые сопровождают захват. Запомните о чем переговариваются террористы между собой, как выглядят, кто у них лидер, какие их планы, какое у них распределение ролей. Данная информация в дальнейшем будет очень важна для нас. Часто террористы пытаются скрыться, поэтому они переодеваются в одежду заложников, пытаясь сохранить свои жизни.
Что делать, если ты оказался под завалом?
Если вдруг произошел несанкционированный взрыв, и вы оказались засыпанными, необходимо определить свободное место, в которое вы могли бы переместиться. По возможности, если под рукой есть обломки стола, парты, постараться укрепить то, что над вами находится. И ждать. Не нужно предпринимать попыток самостоятельно выбраться из под завала. Разбор завалов по общему правилу у нас производится сверху-вниз. Каждый час устанавливается минута молчания. Когда перестали работать различные механизмы, необходимо громко кричать, заявлять о себе.
Что делать после освобождения?
Вам надо обязательно обозначиться. Связаться с сотрудниками специальных служб, которые проводили операцию по освобождению. Они помогут вам передать имеющуюся у вас информацию по назначению и в дальнейшей пройти курс медицинской реабилитации.
(Люди, оказавшиеся в заложниках, испытывают последствия посттравматического синдрома. Помощь специалистов для таких людей просто необходима).

Милиция 8-35348-41995, 02;
Скорая помощь 8-35348-41627, 03;
ФСБ 8-35348-41518, 41445;
МЧС 8-35348-31010, 41396

ОПАСНЫЕ НАХОДКИ

В России никогда не публиковали полные статистические данные о гибели людей (особенно детей), подорвавшихся на ржавом металле Великой отечественной войны. Но факт остается фактом — два-три погибших в год на Смоленщине — трагическая реальность. Казалось бы все так просто — нашел в земле ржавую «железяку» — жди беды. Причем найти сегодня «опасную игрушку» можно практически везде: в лесу, в старом окопе, на свежевспаханном поле, на собственном огороде и даже на улицах городов нашей Смоленщины.
Так как же уберечь себя, своих родных и близких от этой опасности?
Наша цель — помочь Вам реально оценить степень опасности находки и последствия некорректного с ней обращения.
Под взрывоопасными предметами следует понимать любые устройства, средства, подозрительные предметы, которые способны при определенных условиях воздействия на них взрываться.

К взрывоопасным предметам относятся:

• взрывчатые вещества — химические соединения или смеси, способные под влиянием определенных внешних воздействий (нагревание, удар, трение, взрыв другого ВВ) к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению с выделением большого количества энергии и образованием газов.
Для взрывчатых веществ характерны два режима химического превращения — детонация и горение.
Детонация — распространение со сверхзвуковой скоростью зоны быстрой реакции в результате передачи энергии посредством ударной волны. Материалы, находящиеся в контакте с зарядом детонирующего ВВ, сильно деформируются и дробятся (местное или бризантное действие взрыва), а образующиеся газообразные продукты при расширении перемещают их на значительное расстояние (фугасное действие).
Горение — физико-химический процесс, при котором превращение вещества сопровождается интенсивным выделением энергии, тепло- и массообменом с окружающей средой.

К взрывоопасным предметам относятся:

• боеприпасы — изделия военной техники одноразового применения, предназначенные для поражения живой силы противника.
К боеприпасам относятся:
— боевые части ракет;
— авиационные бомбы;
— артиллерийские боеприпасы (снаряды, мины, выстрелы);
— инженерные боеприпасы (противотанковые и противопехотные мины);
— ручные гранаты;
— стрелковые боеприпасы (патроны к пистолетам, карабинам, автоматам, пулеметам).
• пиротехнические средства:
— патроны (сигнальные, осветительные, имитационные, специальные);
— взрывпакеты;
• ракеты (осветительные, сигнальные);
— гранаты (дымовые, светозвуковые);
— дымовые шашки;
• самодельные взрывные устройства — это устройства, в которых применен хотя бы один из элементов конструкции самодельного изготовления:
самодельные мины-ловушки;
мины сюрпризы, имитирующие предметы домашнего обихода или вещи, привлекающие внимание.
К сожалению, смертоносный груз войны до сих пор еще напоминает о себе.
Основная причина несчастных случаев — грубое нарушение элементарных правил безопасности при обращении с взрывоопасными предметами (например, попытки разобрать их и извлечь взрывчатое вещество и взрыватели, сжигание боеприпасов на костре, нанесение ударов, сдвигание и перенос боеприпасов на другое место).

Запомните, при обнаружении взрывоопасного предмета или предмета неизвестного происхождения:

1. Запрещается:
• брать его в руки; — сдвигать с места;
• разряжать, бросать или ударять по нему;
• приносить домой, в лагерь и другие места, где он может попасть в руки детям и
посторонним.
2. Необходимо прекратить все виды работ в районе обнаружения ВОП.
3. Обозначить место обнаружения шестом с опознавательным знаком (куском материи, бинта и др.).
4. Сообщить в ближайший военный комиссариат, отдел внутренних дел или сельскую администрацию о находке.

При нахождении в лесу или в туристическом походе:

1. Тщательно выбери место для костра. Оно должно быть на достаточном удалении от траншей, воронок и окопов, оставшихся с войны.
2. Перед разведением костра в радиусе пяти метров проверь грунт щупом (или лопатой осторожно сними верхний слой грунта, перекопай землю на глубину 40-50 см) на наличие взрывоопасных предметов.
3. Пользоваться старыми кострищами не всегда безопасно. Там могут оказаться подброшенные или не взорвавшиеся военные «трофеи».
4. Следует серьезно относиться к старым проволочным заграждениям. Запрещается стаскивать и разбирать их руками, трогать проволоку и шпагат, обнаруженные на земле, в траве, кустарнике, т.к. возле них могут быть установлены мины натяжного действия.
5. Ни в коем случае не подходите к обнаруженным горящим кострам (особенно ночью). Зачастую в этом костре может оказаться минометная мина. Артиллерийский снаряд или ручная граната.
Практически все взрывчатые вещества ядовиты, чувствительны к механическим воздействиям и нагреванию. Обращение с ними требует предельного внимания и осторожности!

Помните! Разминированием, обезвреживанием или уничтожением взрывоопасных предметов занимаются только подготовленные специалисты-саперы, допущенные к этому виду работ.

Телефоны экстренной помощи

Милиция 22-1-38, 02;
Скорая помощь 21-2-57, 03;
ФСБ 8-3532-77-41-71, 8-5346-41716;
МЧС 21-3-61; 112

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *